Отдел по образованию Кобринского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Кобринский районный социально-педагогический центр»
Информационные материалы
по предупреждению сексуальных домогательств
в отношении несовершеннолетних
Кобрин, 2021год
Актуальность проблемы:
В деятельности педагога возникает множество остроэмоциональных вопросов, которые необходимо обсуждать и решать. Среди них проблемы насилия, в том числе сексуального насилия над несовершеннолетними.
В данном информационном материале педагоги могут узнать, как и почему происходит сексуальное насилие, и то, каким образом сексуальное насилие связано с другими формами насилия над детьми, какое поведение ребёнка, говорит о сексуальном насилии над ним, и то каким образом можно выявить сексуальное насилие. Так же педагоги смогут научиться реагировать на проблемы, связанные с сексуальным насилием в отношении ребёнка
Цель:
расширение знаний педагогов о признаках и симптомах, которые указывают на то, что дети испытали и/или испытывают сексуальное насилие и каким образом сексуальное насилие влияет на рост и развитие ребенка, каковы психологические последствия сексуального злоупотребления.
Задачи:
- Уметь распознавать признаки и симптомы возможного сексуального насилия, выявлять сексуальное насилие, реагировать на насилие в отношении ребенка.
- Знать факторы, влияющие на последствия сексуального насилия над детьми, а также проблемы, которые обычно возникают у детей, подвергшихся сексуальному насилию.
Содержание
- Согласие на половой акт
- Определение сексуального насилия
- Признаки сексуального насилия
- Формы сексуальных посягательств
- Особенности выявления сексуального насилия
- Типология сексуального насилия
- Классификация сексуального злоупотребления
- Психологические последствия сексуального злоупотребления
- Сексуализированное поведение несовершеннолетних
- Теория четырех предпосылок
- Критерии педофилии. Типы преступников-педофилов
- Упражнение для педагогов «Мои убеждения в отношении сексуального насилия»
- Реагирование на насилие в отношении ребенка
- Оценка и диагностика насилия в отношении ребёнка
- Рекомендации педагогам, несовершеннолетним, родителям
- Приложение 1. Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
- Согласие на половой акт подразумевает:
1)понимание сути сделанного предложения;
2)знание общепринятых стандартов в отношении того, что предлагается;
3)знание возможных последствий и альтернатив;
4)предположение, что согласие либо несогласие будет воспринято одинаково уважительно;
5)добровольное принятие решения;
6)умственную полноценность
Равноправие - оба участника обладают одинаковым уровнем власти во взаимоотношениях и ни один из них не находится под контролем или принуждением другого.
Принуждение - злоупотребление авторитетом, использование подкупа, угроз или силы, а также запугивание с целью получения взаимодействия или согласия.
- Сексуальное насилие или развращение — это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые акты сексуального характера с целью получения сексуального удовлетворения или выгоды. В результате таких действий наносится вред физическому и психическому здоровью ребенка, его психосексуальному развитию и появляются отклонения в поведении, затрудняющие социальную адаптацию.
- Признаки сексуального насилия:
}Сексуализированное поведение, в т.ч. сексуализированные игры, не соответствующие возрасту;
}Слишком подробное понимание половых вопросов, не соответствующее возрасту (особенно у детей младшего возраста);
}Не по возрасту “взрослые” привычки, манера одеваться;
}Боязнь социального физического контакта;
}Получение денег, подарков без видимых на то причин;
}Избегание раздевания (например, для уроков физкультуры);
}Диагностированное заболевание, передаваемое половым путем, в особенности у детей младше 13 лет;
}Беременность в подростковом возрасте;
}Трудности при ходьбе или сидении;
}Порванное нижнее белье или нижнее белье со следами крови;
}Повышенный страх лиц определенного пола (только мужчин, или только женщин).
Помните, что сексуальное насилие причиняет ребенку серьезный психологический вред, а поэтому может сопровождаться – и часто сопровождается – и иными, более общими признаками, не характерными именно для сексуального насилия, как, например:
}Резкое забрасывание учебы;
}Проблемы со сном, ночные кошмары;
}Употребление алкоголя или наркотиков;
}Резкие, заметные изменения в поведении;
}Нанесение самоповреждений (например, порезов).
Симптомы и признаки сексуального насилия по уровням развития несовершеннолетних:
Младенцы и маленькие дети
}Раздражение, повреждение или инфекция гениталий или мочеполового тракта;
}Заболевания, передаваемые половым путем;
}Частые, необъяснимые заболевания;
}Сильный страх перед отдельными людьми или людьми вообще;
}Кошмары, нарушения сна;
}Постоянный страх перед определенными предметами или ситуациями;
}Нервность во время смены подгузников, раздевании или купании;
}Нежелание, чтобы до него дотрагивались
Дети дошкольного возраста
вышеперечисленные признаки плюс:
}Сексуально окрашенное поведение:
- неумеренное мастурбирование;
- любопытство и/или знания в области секса;
- попытки вовлечь в сексуальные отношения других людей;
- сексуально окрашенные рисунки;
}Энурез (недержание мочи) и энкопрез (непроизвольное выделение кала);
}Другие виды регрессивного поведения;
}Гиперактивность;
}Кусание других людей и другие формы агрессивного поведения;
}Заявление ребенка о совершенном сексуальном насилии;
}Чрезмерное выпячивание своей роли;
}Чрезмерная чувствительность к звукам, движениям
Дети младшего школьного возраста
вышеперечисленные признаки плюс:
}Не может завязать дружбу и удержать друзей;
}Плохая успеваемость в школе;
}Депрессия или «отсутствие» эмоций;
}Недоверие ко всем взрослым;
}Низкий уровень самоуважения;
}Не может разобраться в половой принадлежности
Подростки
вышеперечисленные признаки плюс:
}Членовредительство;
}Планы или попытки самоубийства;
}Противоправное поведение и/или побеги из дома;
}Проституция или иные формы необычного сексуального поведения;
}Использования секса для удовлетворения несексуальных потребностей;
}Принуждение других людей к нежелательным сексуальным контактам
- Формы сексуальных посягательств:
}сексуальная эксплуатация — злоупотребление беспомощностью ребенка для удовлетворения собственного сексуального влечения или в коммерческих целях;
}эротизация ребенка — искусственная стимуляция сексуального влечения у ребенка в ущерб другим сторонам развития его личности;
}подавление детской сексуальности либо путем калечащих операций на половых органах, либо путем подавления нормальных сексуальных интересов ребенка, формирования негативного отношения к любым проявлениям сексуальности.
- Особенности выявления сексуального насилия.
Сексуальное насилие может быть как контактным, так и бесконтактным. Поэтому, заблуждением является уверенность в том, что сексуальное насилие над ребенком обязательно оставляет о себе физические свидетельства. Кроме того, сексуальное насилие над детьми – в большинстве случаев не единовременное, а растянутое во времени деяние. Часто преступник начинает с “приваживания,” груминга ребенка, постепенно переходя сперва к бесконтактным, и только позднее к контактным видам насилия (не обязательно предполагающим проникновение в полости тела).
- Типология сексуального насилия.
Действия, связанные с телесным контактом жертвы и насильника:
}прикосновения к интимным частям тела ребенка руками, гениталиями или другими частями тела взрослого, поцелуи;
}введение предметов или пальцев во влагалище или прямую кишку ребенка;
}мастурбация взрослым ребенка или оральная стимуляция взрослым половых органов ребенка;
}понуждение взрослым ребенка стимулировать руками его половые органы или иные эрогенные зоны;
}половое сношение, в том числе введение насильником полового члена в рот или прямую кишку ребенка;
}понуждение ребенка вступать в сексуальный контакт с кем-либо (взрослым, другим ребенком, животным).
Действия, не связанные с телесным контактом жертвы и насильника:
}демонстрация порнографических материалов (фотографий, фильмов и т.п.);
}непристойные, имеющие очевидную сексуальную направленность разговоры с детьми;
}понуждение ребенка раздеваться, демонстрировать свои половые органы, совершать действия сексуального характера;
}обнажение половых органов перед ребенком (эксгибиционизм), мастурбация в присутствии ребенка;
}совершение половых сношений в присутствии ребенка.
- Классификация сексуального злоупотребления в отношении детей:
}Внутрисемейное насилие
}Внесемейное насилие
}Уличное насилие
}Институциональное насилие
Внутрисемейноенасилие - сексуальные посягательства со стороны:
}ближайших кровных родственников;
}лиц, заменяющих родителей (усыновители опекуны, попечители);
}лиц, выполняющих функции родителей (муж или сожитель матери, жена или сожительница матери);
}близких родственников (дяди, тети, прародители, двоюродные братья или сестры), с которыми ребенок вместе проживает или часто общается.
Внутрисемейное насилие (особенности)
}взрослые авторитетны для ребенка, он привязан к ним и находится в жесткой зависимости от них;
}вследствие закрытости семьи от внешнего контроля, зависимости ребенка от взрослых членов семьи, вероятность выявления сексуального посягательства оказывается минимальной;
}возможность манипулировать ребенком, использовать его доверие, контролировать ситуацию в семье, наличие времени, необходимого для постепенного вовлечения ребенка в сексуальные отношения обусловливают крайне редкое использование физического насилия или угроз в случаях инцеста;
}внутрисемейное насилие, как правило, многократно повторяется и продолжается длительное время.
Оценка поведения родителей или замещающих их лиц:
Пытается изолировать ребенка, не дает общаться;
Излишняя опека ребенка, беспричинное осыпание ребенка подарками, необоснованные поблажки;
Злоупотребление алкоголем и/или психоактивными веществами;
Второй родитель/супруг осуществляющего насилие родителя часто бывает в разъездах, не проводит много времени дома.
Внесемейноенасилие - злоупотребление со стороны взрослых, хорошо известных ребенку:
}друзья семьи
}соседи
}дальние родственники
}педагоги
Внесемейное насилие (особенности)
}неудовлетворенные в семье потребности ребенка в привязанности и любви родителей;
}это позволяет преступнику установить с жертвой доверительные отношения, которая позволяет ему совершать действия сексуального характера;
}первоначально ребенок хранит эти отношения в тайне, следуя просьбе преступника, поскольку не понимает характера и значения совершающихся с ним действий;
}позднее он хранит молчание из чувства стыда и страха перед возможным наказанием либо для того, чтобы сохранить преимущества, которые ему дают сложившиеся отношения с насильником;
}внесемейное сексуальное насилие может иметь групповой характер.
Уличное насилие:
}сексуальные посягательства со стороны незнакомых лиц или случайных знакомых.
Уличное насилие (особенности)
}внезапность нападения;
}использование физической силы или угроз для подавления сопротивления ребенка.
Институциональноенасилие
}сексуальное насилие используется для демонстрации власти и контроля, построения иерархических отношений в коллективе;
}эта форма сексуальных посягательств характерна для закрытых детских коллективов.
8. ПОСЛЕДСТВИЯ могут:
} быть кратковременными и длительными;
}возникать непосредственно после ситуации или носить отставленный характер;
}быть очевидными, а могут и не проявляться в явном виде
Непосредственные психологические последствия
1. Страх:
} самого правонарушителя
}раскрытия тайны сексуальных злоупотреблений
}боязнь последствий (наказания, осуждения или обвинений во вранье).
2. Беспомощность / бессилие.
}Ребенок никак не может повлиять на ситуацию либо считает, что не может.
3. Чувство вины и стыда.
}Ребенок может думать, что он сам спровоцировал ситуацию правонарушения, а также считать себя ‘'плохим” или “испорченным”.
4. Ответственность.
}Ребенок может брать на себя ответственность за происходящее, а если насилие происходит в семье, то и за сохранение ее целостности.
5. Изоляция.
}Чувствуют себя отличающимися от других, что изолирует их от родителей, братьев/сестер, друзей.
6. Предательство.
}Дети чувствуют себя преданными теми, кому должны были доверять, кто должен был защитить их.
7. Гнев
}направленный на правонарушителя, на других людей, которые не смогли их защитить, оказать поддержку.
8. Грусть.
}из-за утраты любви и доверия, которые они испытывали к правонарушителю.
Отдаленные психологические последствия сексуального злоупотребления:
1. Депрессия, тревога, нарушения сна.
2. Низкая самооценка.
3.Чувство собственной “испорченности”, т.е. негативный образ тела из-за переживаемого чувства вины
4. Чувственная диссоциация.
5. Социальная изоляция.
6.Проблемы во взаимоотношениях (невозможность установления доверительных отношений, низкие социальные навыки, закрытость в общении).
7. Саморазрушающее поведение: употребление психоактивных веществ (в 7 раз выше риск злоупотребления алкоголем или наркотиками) или попытки самоубийства (в 10 раз выше риск суицида).
8. Проблемы в сексуальной сфере (ранняя сексуализация, страх перед сексом или близостью, промискуитет и т.д.)
9. Преобладающие чувства гнева, вины или потерянности.
10. Флешбэки или/и панические атаки.
Нарушения сексуального поведения
}сексуализированное поведение;
}расторможенность сексуального влечения;
}нарушения полового влечения по объекту (гомосексуализм, педофилия) или способу удовлетворения (садизм, мазохизм);
}неспособность к стабильным и длительным сексуальным отношениям (промискуитет или проституция);
}настороженное отношение к представителям противоположного пола, страх близких отношений, отвращение к сексуальным контактам, фригидность, аноргазмия.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Следует отметить, что у младших детей сексуальное насилие вызывает в первую очередь смущение, а серьезные последствия наступают тогда, когда они начинают понимать, что же на самом деле произошло.
}Младшие дети склонны к невротическим реакциям (нарушение сна, различные страхи, и т.п.).
}Подростки часто реагируют резким изменением всего стиля жизни.
Факторы, усиливающие негативные последствия
}обвинения ребенка в случившемся;
}отсутствие достаточной поддержки;
}отношение родителей к происшедшему как к катастрофе;
}травматичность процедуры расследования уголовного дела.
9. Сексуализированное поведение - несоответствующее возрасту (опережающее возраст, свойственное подросткам или взрослым) сексуальное поведение. Несоответствующее возрасту сексуализированное поведение со стороны ребенка часто свидетельствует о сексуальном насилии в отношении данного ребенка. Для того, что оценить, является ли поведение несоответствующим возрасту, необходимо иметь представление о том, как протекает сексуальное развитие ребенка в норме.
Младенцы и дети дошкольного возраста (0-5 лет)
Маленькие дети часто используют ограниченную сексуальную лексику для называния частей тела и видимых различий между полами. Иногда они исследуют части тела других детей, обычно в игровой форме, например, играя “в доктора”. Дети могут и изучать собственное тело, прикасаясь к его различным частям. Детей в этом возрасте обычно легко отвлечь, и они не выказывают признаков дистресса, когда им говорят прекратить такое поведение.
Дети младшего школьного возраста (6-11 лет)
Дети этого возраста все чаще используют сексуальную лексику и говорят на сексуальные темы.
Иногда дети могут начинать “экспериментировать” со сверстниками в игровой форме (поцелуи, взаимная демонстрация частей тела). В этом возрасте для детей нормально задавать вопросы о половом развитии, беременности и появлении детей.
Подростковый возраст (12-18 лет)
Подростки все более интересуются социальными и сексуальными отношениями. Эксперименты между сверстниками распространены и принимают более откровенную форму. Некоторые виды подросткового сексуального поведения, хотя и не являются результатом испытанного насилия, тем не менее проблематичны и ставят ребенка в группу риска в плане как подверженности насилию, так и совершения насилия. Одним из таких типов поведения группы риска является т.н. “секстинг” (обмен откровенными селфи).
Сексуализированное поведение. В основе возникновения сексуализированного поведения лежит:
} пробуждение у ребенка сексуального влечения путем интенсивной симуляции эрогенных зон;
}формируются особые отношения со взрослым, нередко ребенок может получить внимание и заботу со стороны взрослого только в процессе этих отношений или в обмен за эти отношения, например дорогие подарки за сохранение в тайне сексуальных контактов с насильником;
}формируется представление о том, что сексуальные контакты являются необходимым условием эмоционально близких, доверительных отношений;
}ребенок начинает устанавливать доверительные отношения со взрослыми и сверстниками путем вовлечения их в сексуальные отношения;
}ребенок будет удовлетворять актуальную для него потребность в сексуальной стимуляции;
}более высокая частота сексуально окрашенных форм поведения;
}более широкий спектр действий сексуального характера, в том числе такие формы поведения, которые не встречаются у детей, не подвергавшихся сексуальному злоупотреблению;
}имитация сексуального поведения взрослых;
}агрессивный характер сексуального поведения (применение насилия к другим детям для вовлечения их в сексуальную активность, введение предметов во влагалище или прямую кишку других детей).
10. Теория четырех предпосылок D. Finkelhor (Precondition theory) предполагает, что сексуальное злоупотребление является результатом взаимодействия четырех основополагающих предварительных условий.
}Первая предпосылка отражает мотивацию индивида на совершение сексуального злоупотребления, которая может возникнуть при наличии трех факторов или их совокупного влияния:
■эмоциональная конгруэнция (emotionalcongruence), означающая совпадение эмоциональных потребностей взрослого и характеристик ребенка;
■сексуальное возбуждение к ребенку, которое является результатом травматического опыта или научения;
■блокировка (blockage), характеризующая неспособность взрослого удовлетворять его сексуальные и эмоциональные потребности во взрослых отношениях.
}Вторая предпосылка (расторможенность - disinhibition) предполагает отсутствие внутренних тормозящих факторов для совершения злоупотребления. То есть преступник должен преодолеть свои запреты, ценности, установки, препятствующие совершению преступного поведения. Такая расторможенность обычно возникает под воздействием алкоголя, психоактивных веществ, при расстройствах импульса или психозах, в старости и т. п.
}Третья предпосылка предполагает преодоление внешних препятствий для совершения преступления. Контакт с жертвой должен происходить в «безопасной» для преступника ситуации, когда вероятность быть пойманным достаточно низка. Эта предпосылка может соблюдаться при нападении на незнакомого ребенка, при безнадзорности жертвы, а также при сильных когнитивных искажениях самого преступника (например, он уверен, что жертва получит удовольствие от контакта и никому не расскажет).
}Четвертая предпосылка вытекает из третьей и предполагает преодоление возможного сопротивления ребенка (с помощью угроз или физической силы, разного рода соблазнов, эмоциональной зависимости и т. п.).
11. Критерии педофилии:
1) за период, по крайней мере, 6 месяцев повторяющееся интенсивное сексуальное побуждение и сексуально активированные фантазии, включающие сексуальную активность с ребенком препубертатного или более младшего возраста;
2) лицо действует согласно этим побуждениям или страдает от них;
3) субъекту не менее 16 лет и он, по меньшей мере, на 5 лет старше, чем ребенок или дети, включающиеся в его сексуальную активность или фантазии.
Типы преступников, испытывающих влечение к детям:
}педофильный - к детям препубертатного возраста;
}гебефильный - к детям раннепубертатного возраста;
}педогебефильный - к обеим возрастным группам;
} инфантофильный - к детям, не достигшим 5-летнего возраста
}фиксированные/преференциальные преступники:
- (истинная педофилия): предпочтительным сексуальным партнером является ребенок того или иного пола и возраста, а сексуальная активность взрослого проявляется исключительно в отношении детей, не достигших половой зрелости.
- регрессивные/ситуативные (заместительная педофилия) возникает тогда, когда изначально предпочтителен зрелый партнер, но сексуальные действия со зрелыми лицами по какой-либо причине затруднены или вовсе невозможны.
!!! Имеется прямая зависимость между злоупотреблением алкоголем и педофильными действиями. Половина развратных действий совершается преступниками в состоянии алкогольного опьянения, при этом в некоторых случаях преступник до состояния опьянения доводит и жертву.
!!! Нередко в процессе сексуальных взаимодействий взрослого с ребенком встречается использование порноматериалов, что позволяет заинтересовать ребенка.
!!! Порнография с участием детей может быть направлена педофилом на то, чтобы убедить ребенка, что сексуальные действия взрослых по отношению к детям социально приемлемы.
Профессиональная деятельность педофилов
}Педофил может быть представителем любой профессии, однако, традиционно считается, что педофилы склонны устраиваться на работу, связанную с обучением детей и подростков.
!!! Лица, осуждённые за развратные действия, обычно характеризуются как хронические половые правонарушители с высокой степенью вероятности рецидива
Мифы о сексуальном насилии:
}Девочка-подросток может спровоцировать сексуальное насилие «соблазнительным» поведением;
}Дети выдумывают истории о сексуальном насилии.
12. Упражнение для педагогов «Мои убеждения в отношении сексуального насилия».
Прочитайте каждое утверждение и дайте ответ - верно/неверно.
а. Дети сексуально привлекательны для педофилов (ответ: правда). Педофилы – это люди, испытывающие сексуальное влечение к детям. Они не в состоянии контролировать свое желание вступать в сексуальные контакты с детьми.
б. Лицами, совершающими сексуальное насилие над детьми, могут быть как мужчины, так и женщины (ответ: правда). Подавляющее большинство выявленных насильников - мужчины, но существуют и женщины-насильницы. Обычно женщины, совершающие сексуальное насилие над детьми, вызывают у нас более сильные чувства шока и отвращения, так как мы отказываемся верить, что женщина способна на сексуальное насилие над ребенком.
в. Большинство людей, совершающих сексуальное насилие над детьми, начали делать это, будучи уже взрослыми (ответ: неправда). Большинство людей, совершающих сексуальное насилие над детьми, начали делать это, будучи подростками.
г. Лица, совершающие сексуальное насилие над детьми, обычно переживают различные трудности, например, им трудно найти работу или они плохо уживаются с людьми (ответ: неправда). Люди, совершающие сексуальное насилие над детьми, во многом отличаются друг от друга. Не существует единого психологического или социального портрета насильника. Они принадлежат к самым разным социальным слоям, национальностям и вероисповеданиям. Некоторые насильники испытывают многочисленные трудности в жизни: им трудно удержаться на работе, у них нет денег, или они не могут ужиться с другими. Другие же могут быть весьма успешными в жизни, например, сделать профессиональную карьеру, однако они могут испытывать сексуальное влечение к детям и желание использовать свою власть над ними.
д. Многие лица, совершающие сексуальное насилие над детьми, сами подвергались сексуальному или иному насилию в детстве (ответ: правда). Исследования показывают, что многие насильники сами подвергались сексуальному насилию, наблюдали, как этому подвергаются другие, подвергались иным формам насилия в юном возрасте. Однако это не является оправданием или причиной для насилия. Многие взрослые, пережившие насилие в детстве, стали нормальными гражданами, которые никаким образом не используют свою власть над детьми.
е. Несправедливые обвинения в сексуальном насилии над детьми имеют место не более чем в 5% случаев (ответ: правда). Хотя случаи несправедливого обвинения привлекают большее внимание СМИ, их общее количество чрезвычайно небольшое.
ж. Если ребенок сначала рассказывает о совершенном над ним сексуальном насилии, а потом все отрицает, то значит, никакого сексуального насилия не было (ответ:неправда). Когда ребенок рассказывает о сексуальном насилии, то вполне вероятно, что насильник будет использовать свое влияние, чтобы заставить ребенка отказаться от обвинений. Другие члены семьи также могут оказывать влияние на ребенка. Насильник может также пытаться подорвать доверие к ребенку, называя его лжецом или хулиганом. Поэтому отказ детей от своих слов в случаях сексуального насилия – довольно частое явление. Однако в таком случае не следует считать, что первоначальные обвинения несправедливы.
13. Реагирование на насилие в отношении ребенка.
Своевременное выявление фактов предполагаемого насилия в отношении детей позволяет защитить подвергающихся насилию детей от дальнейшего вреда. За выявлением должны следовать действия по уведомлению соответствующих инстанций и перенаправлению ребенка для получения необходимой защиты и поддержки с тем, чтобы обеспечить безопасность и реабилитацию ребенка.
Помните, что оставленное без действия обоснованное подозрение может привести к тому, что ребенок будет подвергаться дальнейшей виктимизации, с различной тяжести последствиями – вплоть до потери жизненно важных функций или смертельного исхода. Даже однократное насилие с большой вероятностью приводит к физической и эмоциональной травме, последствия которой могут сохраняться на протяжении долгого времени.
Когда следует сообщать о подозрениях?
Сообщение о подозрениях на насилие в отношении ребенка следует сделать незамедлительно во всех случаях обоснованного подозрения. При сообщении предоставьте как можно больше информации (Приложение1).
Реагирование на сообщения, исходящие от ребенка
Если ребенок сообщает вам, что подвергся насилию, в т.ч. пренебрежению основными нуждами, необходимо побеседовать с ребенком, чтобы получить больше информации и прояснить подозрения.
Помните, что делать это надо деликатно. Один и тот же вопрос или сообщение, в зависимости от манеры преподнесения, может, как успокоить, так и еще больше травмировать ребенка.
14.Оценка и диагностика насилия.
Оценка потенциальных проблем, являющихся прямым следствием насилия, и трудностей, возникших в прошлом или сопутствующих ситуации ребенка, – важная задача диагностики. Для этих целей необходимо использовать проективные методики:
методика «Незаконченные предложения» (предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов представлений о насилии среди подростков и юношей, а именно: какое представление ребенок имеет о насилии как явлении, с какими эмоциями приходится сталкиваться в повседневной жизни, каковы причины того или иного эмоционального фона; какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия);
«Письмо другу» (предназначена для диагностики психологического и эмоционального насилия у детей среднего и старшего школьного возраста);
методика «Карта наблюдений» (направлена на выявление учителем, воспитателем, социальным педагогом или любым взрослым, специалистом, находящимся в постоянном контакте с ребенком, внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия).
Важным моментом оценки являются и отношения между близкими родственниками. В ряде исследований отмечается, что семьи, где имеют место факты насилия, являются более изолированными в обществе, используют более твердые образцы взаимодействия, авторитарный стиль общения. Для диагностики детско-родительских отношений мы предлагаем применять Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой и методику «Отношение к детям (тест родительского отношения)» Я.А. Варга, В.В. Столина.
Оценка ситуации насилия должна включать в себя оценку присутствия депрессии, тревожных расстройств и нарушений поведения ребенка. Очень важна оценка отношений ребенка с родителями или лицами, их замещающими. В процессе оценки и лечения необходимо обратить внимание не только на отношения между жертвой насилия и тем, кто это насилие совершил, но и на аспект родительского отношения с ребенком, который может быть более важен для самого ребенка.
Данная оценка включает в себя оценку особенностей коммуникации, стилей управления конфликтом, дисциплинирующих ребенка методов (которые могут приводить к фактам физического, психологического и сексуального насилия), а также уровня доверия ребенка к взрослым.
Для этого могут быть использованы генограммы семьи, наблюдение за детско-родительскими отношениями, а также самоотчеты родителей о качестве отношений с детьми.
15. Рекомендации педагогам, несовершеннолетним, родителям.
Руководство для педагогов:
«Что делать, если ребенок сообщает о сексуальном насилии?»
Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы соответствующим образом отреагировать и поддержать детей, рассказывающих о сексуальном насилии. Соответствующая реакция может помочь определить ребенка как жертву сексуального насилия и облегчить восстановление ребенка после пережитой сексуальной травмы. Помните о следующем:
- Не впадайте в панику и не проявляйте тревогу. Не демонстрируйте шок или отвращение по поводу того, что рассказывает вам ребенок. Ребенок может подумать, что это ваша реакция на него, а не на произошедшее. Реагирование с проявлением шока, отвращения и т.д. приведет к тому, что ребенок не захочет обсуждать в будущем насилие ни с вами, ни с работниками милиции или психологом.
- Обсуждать такое с добрым, нормальным, любящим взрослым хорошо для психического здоровья ребенка.
- Объясните ребенку, что он может рассказать вам о вещах, непонятных или неприятных для него. Если вы с ребенком не одни, пойдите с ребенком туда, где он будет чувствовать себя более уверенно.
- Внимательно и с сочувствием выслушайте то, что хочет рассказать вам ребенок о сексуальном насилии.
- Не выпытывайте и не допрашивайте ребенка. Вы можете слушать и выражать симпатию, однако нельзя выспрашивать ребенка о подробностях, которые он вам не рассказал.
- Когда ребенок закончит рассказ, скажите, что он не заслуживал того, чтобы его обидели. Скажите ребенку, что постараетесь сделать так, чтобы такое больше не повторилось.
- Скажите ребенку, что произошедшее не было его виной и что вы позаботитесь о его безопасности и хорошем самочувствии. Скажите ребенку, что очень важно рассказывать о страшных и неприятных вещах, и что другие люди могут захотеть обсудить с ним эту информацию.
Что делать:
}Найдите уединенное место, где вы можете побеседовать без свидетелей и без риска перебивания.
}Создайте атмосферу, где ребенок чувствовал бы себя в покое и безопасности. (Например, лучше беседовать не за столом, а сидя в креслах или на диване.)
}Поддержите ребенка, проявив искреннее сочувствие. При этом избегайте излишне эмоциональной реакции на слова ребенка.
}Побуждайте ребенка к свободному повествованию. (Например: “Что произошло?” или “Расскажи мне, что случилось”. (Если необходимо уточнить информацию, применяйте зондирование. (Например: “Ты сказал, что [сказанное ребенком]; а что было потом?” или “Ты сказала [сказанное ребенком]; расскажи мне больше об этом”.)
}Если необходимо задать вопрос, чтобы дополнить полученную информацию, задавайте открытые направленные вопросы (Например: “Что произошло?” или “Расскажи мне, что случилось”.)
}Сообщите ребенку о своих дальнейших действиях. (Например: “Я расскажу об этом компетентной службе. Они знают, как помогать детям и их родителям.”)
Чего не делать:
} Не оказывайте на ребенка давления, чтобы получить дополнительные подробности. Помните, во-первых, что это травмирует, а во-вторых, ваша роль не предусматривает предоставления необходимых доказательств – достаточно обоснованного подозрения.
}Избегайте прикосновений к ребенку. Если это необходимо, спросите разрешения, прежде чем прикасаться к ребенку.
}Не используйте в речи слов и выражений, которые могут выходить за пределы словарного запаса ребенка.
}Не задавайте наводящих вопросов.
}Не требуйте от ребенка объяснить, почему он так считает.
}Не проявляйте негативных реакций (таких, как шок, гнев и т.д.), если ребенок ведет себя неподобающим образом.
}Не давайте обещаний, которых не сможете сдержать.
}Не осуждайте и не оговаривайте лицо, предполагаемо совершившее насилие. Часто это человек, к которому ребенок испытывает любовь или привязанность.
}Не разглашайте информацию о вашей беседе, за исключением предоставления ее компетентным органам в соответствии с алгоритмом уведомления.
Советы детям и подросткам:
«Не бойся сказать «НЕТ!»
- Твоё тело – это ценность, которая принадлежит только тебе! Никто не имеет права трогать тебя, если:
- Тебе это не нравится
- Ты этого не просил(а)
- Тебе больно или неприятно
- Ты не можешь это остановить
!!! Если кто – то трогает тебя без злого умысла, это нормально. Например, помогает тебе умываться в душе, если ты не можешь сам(а), или обнимает тебя, потому что любит тебя. Тебя также может трогать доктор во время осмотра – это его работа, а значит, это нормально.
2. Говори «НЕТ»!Всегда кто – то предлагает тебе сделать что – то такое, что тебе неприятно или кажется опасным.
- Твёрдо и уверенно!
- Громко и чётко!
- Сразу же как только услышал(а) неприятное предложение.
- И не извиняйся за свой отказ!
!!! Не принимай во внимание насмешки и всякие обидные высказывания, которые этот человек может сказать тебе в ответ. Их говорят, чтобы заставить тебя сделать что – то, о чём ты будешь потом жалеть.
3. Ты не один! Что делать, если какой – то человек, знакомый или не знакомый тебе, настойчиво пристаёт к тебе, или всё же случилось что – то плохое с тобой или с твоим другом?
- Расскажи о случившемся взрослому, которому ты доверяешь, и попроси помочь тебе.
- Не смущайся, когда просишь помощи. Если человек, к которому ты обратился, ничего не предпринял, то продолжай искать помощи, пока не найдётся тот, кто тебе поможет.
Советы родителям:
«Подростковая беременность и сексуальная активность»
«Иногда чувствуешь себя
будто рыбка в аквариуме:
все смотрят на тебя и так и ждут,
чтобы ты оступился».
Настораживающие признаки
vПодросток не всегда посвящает вас в свои тревоги.
vСледует помнить, что подростку крайне необходимо общение с вами.
vНеобходимо быть внимательным к его нуждам.
vПодросток должен быть уверен в вашей поддержке и в том, что вы всегда готовы его выслушать
Как действовать
vПодросток должен знать, где он может получить надежную информацию, которая позволит избежать нежелательной беременности и болезней, передающихся половым путем.
vЕсли вы считаете, что ваша дочь беременна, отведите ее к участковому врачу.
Что говорить
vОбсуждайте с вашими детьми вопросы, касающихся отношений с противоположным полом и сексуальности.
vЕсли вы считаете, что ваш ребенок ведет половую жизнь, убедите его в необходимости соблюдать меры предосторожности.
Профилактика
vВаш ребенок должен обладать всеми необходимыми знаниями и навыками для формирования адекватной самооценки, поддержания позитивных взаимоотношений и избегания раннего начала половой жизнью
Уважаемые родители!
- Проявите инициативу в обсуждении с сыном или дочерью вопросов взаимоотношений с противоположным полом и сексуальной активности.
- Большинство молодых людей в возрасте до 17 лет не ведут половую жизнь.
- Подчеркивайте важность ответственных решений во взаимоотношениях с противоположным полом для избежания начала половой жизни только потому, что «все этим уже занимаются».
- Ваши дети учатся на примерах, в том числе на положительных примерах членов вашей семьи на основе ценностей, культуры, нравственных убеждений, которых вы придерживаетесь.
Разговор с подростком
Осведомленность ваших детей о сексе не зависит от вашего желания. Сексуальные мотивы широко распространены в средствах массовой информации: журналах, газетах и т.п. Дети и подростки узнают о сексе друг от друга, и то, в каком свете обсуждаются эти темы, не всегда соответствует действительности или пожеланиям родителей.
Подростки, находящиеся под влиянием всей этой противоречивой информации, часто попадают в затруднительные ситуации. Подростковый возраст часто считается временем обострения конфликта между родителями и детьми. Поэтому именно в этот период так важно поддержание взаимного общения, каким бы сложным оно ни казалось. Хороший контакт подростка с родителями снижает вероятность рискованного поведения.
Некоторые родители опасаются, что обсуждение вопросов сексуальности, особенно в раннем возрасте, может привести к раннему началу половой жизни. Но эти предположения опровергаются результатами исследований. В семьях, где открыто обсуждаются вопросы сексуальных взаимоотношений, начало половой жизни приходится на более поздний возраст. При этом подростки, ведущие половую жизнь, чаще пользуются средствами предохранения.
Большинство молодых людей в возрасте до 17 лет не ведут половую жизнь. После 17 лет количество сексуально активных подростков резко возрастает. Всем подросткам необходима информация о сексуальных отношениях, заболеваниях, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, нежелательной беременности и противозачаточных средствах, которая поможет им сделать осознанный выбор.
Если при обсуждении вопросов сексуальных отношений с детьми вы чувствуете себя некомфортно или неуверенно, пусть это вас не останавливает. Сексуальное просвещение не сводится к эпизодическим беседам. Оно предполагает постоянный диалог и общение. Если ваши дети знают, что вы готовы обсуждать вопросы сексуальных отношений и связанные с ними чувства, то они с большей вероятностью обратятся к вам за помощью в случае необходимости.
Ваша поддержка и совет позволит молодым людям сформировать здоровую самооценку и позволит им существенно снизить риск нежелательной беременности и заболеваний, передающихся половым путем.
«Сексуальная эксплуатация.
Вовлечение детей в занятие проституцией»
«Вначале я считала, что во всем виновата я сама. Как же я могла быть так глупа, чтобы позволить ему сделать это со мной? Сейчас я думою иначе. Мне было тринадцать, а ему - двадцать. Он говорил мне, что любит меня, но на самом деле всего лишь хотел использовать меня в своих целях».
Настораживающие признаки
o уход из дома
o пропуски или прогулы занятий в школе;
o деньги, одежда, украшения и иные ценные предметы непонятного происхождения;
o новые знакомства с людьми старшего возраста;
o признаки злоупотребления алкоголем и наркотиками;
o утрата контакта со старыми друзьями;
o низкая самооценка;
o причинение вреда самому себе;
o несообразная возрасту одежда.
Как действовать
- Постарайтесь расположить вашего ребенка к откровенному обсуждению той ситуации, в которой он оказался;
- постарайтесь не восстановить против себя своего ребенка и не возбудить в нем чувство вины за происшедшее с ним;
- свяжитесь со специализированными организациями, которые в состоянии оказать помощь вам и вашему ребенку.
Что говорить
- Дайте понять вашему ребенку, что вы готовы помочь ему, что бы с ним ни произошло.
- Убедите его в том, что в происшедшем нет его вины, что он - жертва насилия и что вы понимаете, насколько ему тяжело.
Профилактика
üСоздайте дома позитивный микроклимат, атмосферу любви и понимания.
ü Предостерегите вашего ребенка о возможных опасностях, постарайтесь познакомиться с его друзьями.
üОбращайте внимание на тревожные признаки в поведении ребенка, в том числе на заниженную самооценку.
!!! Если вы считаете, что ваш ребенок в опасности, обратитесь за информацией и рекомендациями в соответствующие организации.
- Детская проституция - одна из форм сексуальной эксплуатации и сексуального насилия в отношении детей.
- Дети вовлекаются в занятие проституцией взрослыми, манипулирующими их поведением и стремящимися к наживе.
- Вина за случившееся лежит на взрослых, а не на детях - жертвах сексуальной эксплуатации.
- Не откладывайте обращение за помощью и не отчаивайтесь: безвыходных ситуаций не бывает.
Как это происходит?
Многие с трудом представляют, как можно заставить ребенка заниматься проституцией. К сожалению, взрослые, которые извлекают из этого выгоду, прибегают к изощренным способам заманивания и удержания своих жертв. Началом может послужить завязывание «серьезных» отношений со взрослым мужчиной, который оказывается сутенером. Ребенку могут дарить дорогие подарки, попутно приобщая его к алкоголю и наркотикам. Взрослому вскоре удается поработить волю ребенка, сделать его полностью зависимым от него и воспользоваться этим, чтобы заставить ребенка зарабатывать деньги занятием проституцией. Речь не идет о каких-либо деловых отношениях: имеет место незаконная форма сексуального насилия, которая может нанести ребенку непоправимый моральный, физический и психологический ущерб.
Последствия.
Дети, занимающиеся проституцией, могут стать жертвой изнасилования и физического насилия, что иногда может стоить им жизни. Они сталкиваются с повышенным риском зависимости от алкоголя, наркотиков и опасностью заражения болезнями, передающимися половым путем. Им наносится огромная эмоциональная и психологическая травма, что в дальнейшем может привести к самодеструктивному поведению, тяжелой депрессии, самоубийству.
Тревожные сигналы.
Некоторые настораживающие признаки, перечисленные выше, могут свидетельствовать о том, что ваш ребенок является жертвой насильственного вовлечения в занятие проституцией либо находится под непосредственной угрозой. При наличии всех или нескольких из этих признаков в поведении ребенка, вам следует считать, что ваш ребенок в опасности. Жертвами сексуальной эксплуатации становятся как мальчики, так и девочки независимо от возраста. Вовлечением детей в занятие проституцией могут заниматься как незнакомцы, так и родственники ребенка либо друзья семьи.
Что делать?
Защита ребенка и оказание ему помощи может потребовать усилий специалистов. Опасность может быть значительно снижена, если в семье существуют близкие и позитивные отношения между родителями и детьми. Дети со здоровой самооценкой и уверенностью в себе с меньшей вероятностью могут стать жертвой подобных преступлений. Однако дети даже очень хороших родителей не застрахованы от того, чтобы стать жертвой насильственного вовлечения в занятие проституцией. Иногда родители могут считать себя бессильными вмешаться в сложную и зачастую угрожающую ситуацию, в которой оказался их ребенок.
В Беларуси существует целый ряд организаций, оказывающих помощь семьям, чьи дети оказались жертвами насильственного вовлечения в занятие проституцией. Если вы считаете, что ваш ребенок в опасности, то в них вы найдете помощь и поддержку, которая позволит вашим детям избежать сексуальной эксплуатации. Если ваш ребенок подвергается эксплуатации или находится в опасности, эти организации помогут вам разработать план совместных действий для нахождения выхода из создавшейся ситуации. Не следует откладывать обращение за помощью.
!!! Необходимо также помнить, что безнадежных ситуаций не бывает.
Приложение 1
Алгоритм
информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел, осуществляется педагогическими работниками учреждения образования (ст. 9 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993г. «О правах ребенка»).
Педагогическим работникам!!!В ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
Особенности взаимоотношений в семье, которые должны привлечь внимание педагогического работника:
- неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
- несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
- противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
- обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
- неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
- обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их называли в детстве.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:
- информация, поступившая от ребенка;
- информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
- информация, поступившая от работников учреждения образования;
- информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
- информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
- информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
Кого и как информировать???
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком указанных выше или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
В случае если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию!
Алгоритм составлен по методическим рекомендациям
Министерства образования Республики Беларусь
раскрыть » / « свернуть