Учитель-дефектолог
Дель Галина Александровна
Современный дефектолог – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-дефектолога и специалистов ДОУ в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.
Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Как отмечают специалисты, необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детского контингента, поступающего в ДОУ.
Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.
Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе специалистов уделяется особое внимание. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-дефектолог и воспитатели. В системе планирования в нашем ДОУ выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются специалисты, работающие с этими детьми. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить в данной лексической теме. В нашем детском саду прослеживается тесная преемственность в работе воспитателя и учителя-дефектолога.
Взаимодействие между специалистами ДОУ осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
Для удобства работы нами были разработаны:
1. Перспективный план взаимодействия со специалистами.
2. Тетради взаимосвязи с воспитателями групп для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
3. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.
Учитель-дефектолог и воспитатели предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями.
При этом:
- учитывается структура нарушения;
- осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные во время проведения непосредственно-образовательной деятельности.
Преемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателей группы для детей с ТНР начинается с начала учебного года.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
- Формирование правильного произношения.
- Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
- Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены (табл.).
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
Задачи учителя-дефектолога
|
Задачи воспитателя
|
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения
10. Развитие фонематического восприятия детей
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы
|
1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков 3. Заполнение карты обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
возрастной группы
6. Расширение кругозора детей
7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей
10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях
12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
13.Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
16.Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении
|
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, частью которой является «логопедизация» всего учебно-воспитательного процесса.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы логопеда и воспитателей в условиях логопедической группы ДОУ, в работе которого выделяются следующие основные направления:
- коррекционно-воспитательное;
- общеобразовательное.
Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации дефектолога по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.
У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики.
Коррекционная работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Так же повысить эффективность коррекционно-образовательной работы. И исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда.
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
- логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
Перед занятиями учитель-дефектолог проводит обследование: оно длится в течение двух недель, вместе с воспитателем осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей. Далее учитель-дефектолог знакомит воспитателей с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями,
Основная задача этого периода – создание дружного детского коллектива в логопедической группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в речевой группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.
В процессе создания коллектива также выявляет особенности поведения детей, их характера, тактично корригируя отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.
Учитель-дефектолог совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.
После обследования проводится родительское собрание, на котором даётся логопедическая и психолого-педагогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание и поэтапность коррекционно-развивающей работы.
Учитель-дефектолог и воспитатель, каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи:
- воспитание усидчивости, внимания, подражательности;
- обучение выполнению правил игр;
- воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;
- обучение элементам логопедической ритмики;
- коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
На занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизиций, подвижных игр с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед также выявляет особенности поведения детей, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т.п.
На индивидуальном занятии воспитатель осуществляет программу, разработанную логопедом для каждого ребенка, куда могут входить:
- упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;
- работа над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха;
- лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.
Опираясь на данную схему индивидуальной работы, воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. Так, зная, что у ребенка звук [С] находится на этапе автоматизации, воспитатель может включать задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы. Например, ребенку предлагается на математике посчитать только посуду, в названии которой есть звук [С] – кастрюли, сковороды, сотейники. А другой ребенок пусть, посчитает чайники, чашки, ложки (если он проходит с логопедом «шипящие» звуки).
Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка, и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.
Словарь, речевой материал подбирается учителем-дефектологом в соответствии с изучаемой лексической темой.
Условные обозначения:
+ – справился;
З – закреплять.
Воспитатель должен четко представлять себе динамику развития фонематической стороны речи каждого ребенка.
Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала. В массовой литературе не всегда напечатаны подходящие чистоговорки, скороговорки, стихотворения. Поэтому дефектолог помогает подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями, рекомендует воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советует использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.
Немаловажная роль отводится и речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи – это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Дефектолог и воспитатель следят, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.
Воспитатель может предложить детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым идет не только отработка общих задач группы по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно у детей с дизартрическим компонентом).
Лексико-грамматические задания направлены на повтор пройденного материала у дефектолога. Это дает возможность воспитателю лишний раз выявить проблемы ребенка и помочь в их преодолении. В свободное игровое время предложите ребенку поиграть не просто в дидактическую игру, а в игру, которая соответствует лексической логопедической теме (лото «Зоопарк», игра «Подбери пару» – антонимы).
Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях дефектолог, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. В начале учебного года логопед составляет перспективный тематический план, который согласовывается с воспитателем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят отражение в теме «Осень», а «Зимующие птицы» и «Дикие животные зимой» - в теме «Зима». Либо они согласуются таким образом, чтобы пройденный материал повторялся, закреплялся в следующей теме. Например, тема «Моя семья» закрепляется при изучении «Моего дома», а на занятиях по теме «Одежда» закрепляются знания по «Мебели». Подобным образом согласуются темы «Транспорт» и «Животные жарких стран», «Библиотека» и «Сказки» и др.
Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, учитывая рекомендации учителя-дефектолога. Он советует, какие дидактические игры и упражнения использовать на данном этапе.
Только тесная взаимосвязь в работе позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников. Эффективность коррекционной работы учителя-дефектолога зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедический час, логопедические пятиминутки по автоматизации звука, учитывая рекомендации учителя-дефектолога, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.
Учителю-дефектологу необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-дефектолог заносит свои задания, заполняется один раз в неделю.
Содержание работы раскрывается по трем разделам:
1. Логопедические пятиминутки.
2. Игры и упражнения.
3. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.
Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-дефектолог в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.
Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-дефектологом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.
Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом.
Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, дефектологу достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-дефектологу написание ежедневных заданий для воспитателей.
Учитель-дефектолог наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-дефектологу полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.
Только тесная взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Примерный перечень заданий учителя-дефектолога специалистам
Музыкальному руководителю
- Обогащать сенсорный (слуховой) опыт детей через знакомство с многообразием окружающих речевых и музыкальных звуков (прослушивание записей щумов, звуков природы, восприятие звучания различных музыкальных инструментов в записи и в исполнении педагога).
- Развивать слуховое внимание, формировать и закреплять умение определять местоположение источника звука в пространстве, следить за изменением (перемещением) местоположения источника звука в пространстве.
- Развивать чувство ритма через восприятие музыкальных произведений различной ритмической организации.
- Развивать чувство ритма, умение воспроизводить ритм музыкального отрывка хлопками (прохлопывание ритма детских песен, совместно с педагогом).
- Развивать чувство ритма: учить воспроизводить определённый ритм (извлечённый на музыкальном инструменте педагогом) хлопками.
- Формировать представления о музыкальных жанрах (песня, танец, марш); формировать умение различать контрастные музыкальные жанры.
- Формирование представлений о динамике звучания (громко-тихо): учить различать динамику музыкальных и речевых звуков.
- Формирование представлений о динамике звучания (громко-тихо): учить подбирать динамику своего голоса (при пропевании звуков, слов, отрывков) в соответствии с динамикой музыкальных звуков.
- Стимулирование собственной речевой активности: побуждать детей подпевать/допевать звукоподражания, слова, знакомые фразы в детских песенках.
- Развивать артикуляционную моторику в процессе вокализации.
- Уточнять произношение гласных звуков, развивать длительный речевой выдох, преодолевать твёрдую атаку голоса: учить длительно пропевать гласные на выдохе.
- Обогащать, уточнять и активизировать словарный запас через восприятие и воспроизведение детских песен.
- Развивать слуховое внимание, слуховое сосредоточение, дифференцированное слуховое восприятие: восприятие звучания различных детских инструментов.
- Развивать слуховое внимание, слуховое сосредоточение, дифференцированное слуховое восприятие: учить детей извлекать звуки на музыкальных инструментах.
- Развивать слуховое восприятие через восприятие музыкальных звуков различной тембровой окраски, учить соотносить звучание с определённым персонажем.
- Развивать слуховое внимание, слуховое сосредоточение, дифференцированное слуховое восприятие, развивать тембровый слух: формировать понимание того, что с помощью различной тембровой окраски звучания можно передать характерные качества героев (медведь – тяжело ступает, идёт медленно: низкие звуки; зайчик – прыгает легко: высокие отрывистые звуки).
- Развивать двигательные умения, формировать чувство ритма, умение воспринимать темповые характеристики музыки: учить выполнять общие движения (ходьба, бег, прыжки) в соответствии с темпом и ритмом музыки;
- Развивать двигательные умения: учить выполнять простые музыкально-ритмические движения под музыку по образцу.
- Развитие слухового внимания, развитие быстроты реакции, формирование умения начинать-заканчивать ритмическое движение в соответствии с началом и окончанием звучания музыки.
- Развитие слухового внимания и сосредоточения, развитие быстроты реакции: формировать умение изменять темп (ритм) общих движений в соответствии с изменением темпа (ритма) музыки.
- Развивать слуховое внимание, слухо-речевую память: запоминание на слух и последующее воспроизведение заданного речевого материала (последовательность звуков, сочетания звуков, коротких слов).
- Формировать умение вступать в диалог и поддерживать диалог через восприятие и последующее воспроизведение музыкальных отрывков-диалогов, доступных по речевому содержанию.
- Выработка чёткой дикции во время воспроизведения доступного речевого материала (детские песни, строки из песен).
- Закреплять навыки ориентировки в пространстве (на себе – определение правой-левой половины тела; от себя – двигаться вправо, влево) посредством выполнения разнообразных музыкально-ритмических упражнений.
- Развивать навыки общей и тонкой моторики, формировать навыки согласованной деятельности обеих рук: выполнение музыкально-ритмических движений с двумя предметами.
- Формирование умения находиться в коллективе сверстников, участвовать в совместных музыкально-ритмических играх и упражнениях, воспитывать позитивное отношение к совместной с другими детьми музыкальной деятельности.
- Закрепление математических представлений, развитие слухового внимания и сосредоточения: подсчёт на слух количества извлечённых на музыкальном инструменте звуков, воспроизведение соответствующего количества звуков через собственные движения (хлопки).
Руководителю по физическому воспитанию
- Корректировать поверхностное неритмичное дыхание, стимулировать произвольное управление актом дыхания: дыхательные упражнения, наглядно отражающие процесс дыхания (дутьё на ладошку).
- Корректировать поверхностное неритмичное дыхание, стимулировать произвольное управление актом дыхания, вызывать, закреплять произношение звуков: дыхательные упражнения, сопряжённые с произнесением звуков («Поезд – у-у-у», «Шелест листьев – ш-ш-ш», «Насос – с-с-с»).
- Формировать (развивать) умение дифференцировать ротовой-носовой вдох-выдох.
- Формирование схемы тела, закрепление (заучивание) названий частей тела в ходе выполнения общеразвивающих упражнений, команд.
- Развитие понимания обращённой речи через выполнение общеразвивающих упражнений по названию, описанию действия, команд.
- Формировать быстроту реакции, умение прослеживать перемещение предмета (мяча, эстафетной палочки), соблюдать очерёдность, планировать своё действие (предвидеть попадание эстафеты к ребёнку, настраиваться на осуществление будущего действия): передача мяча по кругу, в паре.
- Развивать слуховое внимание, чувство ритма: выполнение общеразвивающих упражнений под счёт.
- Развивать слуховое внимание, учить соотносить темп собственных движений (ходьба, бег, движения руками) с темпом сопровождения (ударами в бубен, определённого темпа подсчёта).
- Развивать чувствительность вестибулярного аппарата, нормализовать его деятельность посредством специальных упражнений.
- Развивать координацию движений, умение удерживать равновесие в движении и статическом положении посредством специальных упражнений.
- Вырабатывать быстроту реакции, формировать нормальный темп деятельности, учить ориентироваться на действия сверстника при выполнении движений: выполнение общих движений со сменой направления движения по сигналу.
- Развивать навыки мелкой моторики, формировать точный захват предметов различной формы и величины: выполнение общеразвивающих упражнений с предметами.
- Формировать согласованные движения обеих рук посредством выполнения упражнений с предметами (удерживать мяч двумя руками, бросать-ловить мяч двумя руками, удерживать двумя руками скакалку).
- Формировать умение действовать как ведущей, так и другой рукой (у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата – как более сохранной в двигательном плане, так и более повреждённой рукой): побуждать (требовать) выполнять общеразвивающие движения с предметами попеременно двумя руками.
- Развивать навыки мелкой моторики, формировать зрительно-моторную координацию: формировать умение брать предметы из различного положения, бросать предметы в цель (мячи – в корзину) из различного положения двумя руками попеременно.
- Формировать силу рук, пальцев рук: выполнять упражнения с преодолением сопротивления.
- Закрепление навыков ориентировки в пространстве, закрепление названия частей пространства через выполнение общеразвивающих упражнений с указанием направлений пространства (поднять руки вверх, повернуться вправо).
- Закрепление навыков ориентировки в пространстве, закрепление названия частей пространства через выполнение общих движений (бег, ходьба) в указанном направлении.
- Развивать слуховое и зрительное внимание: учить начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и окончанием музыкального или речевого (подсчёт) сопровождения.
- Развитие понимания обращённой речи, формирование умения соотносить действие с его названием.
- Закрепление названия объёмных геометрических форм, развивать (закреплять) навыки группировки по признаку формы через использование предметов (кубики, мячи) в двигательных упражнениях, подвижных играх.
- Обогащение (формирование) сенсорного опыта, формирование основных сенсорных эталонов через использование в общеразвивющих упражнениях предметов различной формы (кубики, мячи), величины (большие и маленькие мячи), фактуры (резиновые, войлочные мячи), массы (мешочки с песком, лёгкие резиновые мячики), разного цвета.
- Закреплять элементарные математические представления (количественные представления): закреплять умение дифференцировать понятия «один», «много», «по одному», применять знания в практических упражнениях (взять в каждую руку по одному мячу).
- Закреплять элементарные математические представления (количественные представления): формировать представления о порядковых числительных, наглядное представление о практическом применении порядковых числительных (первый, второй).
- Закреплять элементарные математические представления (представления о величине): показать наглядное применение построения сериационных рядов (по высоте), учить определять (замечать) самого высокого – самого низкого ребёнка.
- Формирование умения находиться в коллективе сверстников, участвовать в совместных подвижных играх, общеразвивающих упражнениях, воспитывать позитивное отношение к совместной с другими детьми двигательной деятельности.
Педагогу-психологу
1. Формировать адекватное позитивное реагирование на контакт со взрослым, сверстником.
2. Формировать адекватное реагирование на телесный контакт;
3. Формировать (развивать) коммуникативные навыки (взаимодействие со сверстниками и взрослыми): замечать присутствие сверстника, стимулировать взаимодействие детей друг с другом.
4. Формировать продуктивные навыки взаимодействия со сверстниками: учить делиться с другим ребёнком игрушкой, соблюдать очерёдность в игре, различать эмоциональное состояние сверстника.
5. Развивать все виду чувствительности, формировать все виды ощущений, обогащать сенсорный опыт детей.
6. Проводить дидактические игры и упражнения, способствующие развитию навыков мелкой моторики.
7. Формировать сенсорный эталон цвета.
8. Формировать сенсорный эталон формы.
9. Формировать сенсорный эталон величины.
10. Способствовать проявлению (поддержанию) познавательного интереса, интереса к игрушкам, игровому оборудованию, бытовым предметам.
11. Формировать и развивать основные мыслительные операции (с учётом особенностей психофизического развития каждого ребёнка).
12. Формировать и развивать основные свойства внимания (с учётом особенностей психофизического развития каждого ребёнка).
13. Формировать и развивать основные свойства восприятия (с учётом особенностей психофизического развития каждого ребёнка).
14. Формировать и развивать мнестические процессы (с учётом особенностей психофизического развития каждого ребёнка).
15. Развивать воображение (с учётом особенностей психофизического развития каждого ребёнка).
16. Формировать навыки игровой деятельности, учить воспринимать куклу (сюжетную игрушку) как партнёра по общению.
17.Формировать умение поддерживать (вести) диалог через организацию инсценировок небольших сказок, диалогов.
Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Из опыта работы можно отметить, что сотрудничество не только с педагогами, но и принятие ребёнка как полноправного партнера в сотрудничестве – залог успешной коррекционно-образовательной деятельности, то есть «совместное творчество» является наиболее продуктивным и результативным.
разгарнуць » / « згарнуць