Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи
(художественный профиль)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося (воспитанника), формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворения его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптации к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля реализуется в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи и иных учреждениях образования, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Цель: обеспечение условий для развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного, музыкального, театрального искусства.
Задачи:
- развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;
- способствовать освоению мировых культурных ценностей человечества;
- развивать знания о национальном своеобразии родной культуры;
- знакомить учащихся с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств различных видов искусства;
- формировать практические умения и навыки работы в различных видах художественной деятельности; чувственно-эмоциональную сферу учащихся и художественный вкус; социальный опыт средствами проектно-творческой деятельности;
- осваивать нормы здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности.
Типовая программа художественного профиля включает образовательные области: «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Музыкальное творчество», «Хореография», «Театр».
Образовательная область «Изобразительное искусство»
Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства; формирование практических навыков через создание собственных художественных произведений; приобщение к ценностям мировой и национальной художественной культуры.
Задачи: обучить основам рисунка, живописи, композиции, использованию в работе различных материалов; развивать наблюдательность, зрительную память, пространственное мышление, способность эмоционально воспринимать окружающий мир; формировать умения использовать полученные знания в изобразительной деятельности; знакомить учащихся с произведениями мирового и национального изобразительного искусства.
Образовательная область «Декоративно-прикладное творчество»
Цель: развитие творческих способностей и духовно-нравственных качеств личности путем приобщения учащихся к истокам и традициям декоративно-прикладного творчества; формирование потребности в творческой самореализации средствами декоративно-прикладного творчества (соломоплетение, текстильный дизайн, фитодизайн, моделирование и пошив одежды, вышивка, керамика, народная игрушка и т.п.).
Задачи: формировать расширять и углублять знания учащихся по истории развития декоративно-прикладного творчества Беларуси и других стран; формировать умения и навыки по направлениям деятельности (соломоплетение, текстильный дизайн, фитодизайн, моделирование и пошив одежды, вышивка, керамика, народная игрушка и т.п.); развивать фантазию, образное, ассоциативное и логическое мышление, творческую активность и самостоятельность; воспитывать трудолюбие, творческую инициативу, отзывчивость на художественный вымысел, бережное отношение к традиционной народной культуре, любовь к природе.
|
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГУСО «Специальный д/с №1 г. Кобрина»
_______________Н.А. Дудко
«___»________ 2022г.
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2022/2023 учебный год
Образовательная область «Изобразительное искусство»
группа «Звездочка» (6-7 лет)
№ п/п
|
Наименование разделов, тем
|
Количество часов
|
Всего часов
|
3-4 год обучения
|
теоретические
|
практические
|
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
-
|
1
|
Композиция
|
14
|
5
|
9
|
2
|
Цветоведение
|
14
|
4
|
10
|
3
|
Рисунок
|
27
|
3
|
24
|
4
|
Живопись
|
10
|
2
|
8
|
5
|
Искусствознание
|
6
|
6
|
-
|
6
|
Выставочная деятельность
|
8
|
-
|
8
|
|
Итоговое занятие
|
4
|
-
|
4
|
Итого
|
84
|
4
|
60
|
Всего
|
84
|
Примечание:
Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально. Группы могут делиться на подгруппы.
Для детей дошкольного возраста занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью не более 35 минут каждое; для детей в возрасте от 4 до 6 лет –до 2 учебных часов в неделю, от 6 до 8 лет – до 4 учебных часов в неделю не менее 2 раз в неделю.
Содержание образовательной области «Изобразительное искусство»
Вводное занятие
Знакомство с воспитанниками. Диагностика воспитанников. Беседа о творчестве, работе художника. Ознакомление воспитанников с программой и задачами объединения по интересам. Кабинет и его оборудование. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, применяемые в работе. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности. Демонстрация детских работ. Выставка-презентация.
1.Композиция
Композиционная плоскость. Виды композиции: глубинно-пространственная, фронтальная, объемная, закрытая, открытая. Фон и элементы композиции. Масштаб. Равновесие, контраст, ритм, доминанта, симметрия. Особенности декоративной композиции: стилизация, связь элементов украшения с назначением предмета. Композиционный центр. Силуэтная композиция. Динамика и статика. Симметрия – асимметрия. Композиционная взаимосвязь изображаемых объектов. Образ – основа композиции.
2. Цветоведение
Цветовой круг, спектр. Физическая природа цвета. Основные и составные цвета. Свойства цвета: локальность, насыщенность. Хроматический, ахроматический цветовой ряд. Контраст – нюанс. Теплые и холодные цвета. Составление цветовых гармоний. Психологическое воздействие цвета. Цветовые ассоциации. Типы смешения цветов: механическое, оптическое, пространственное.
3. Рисунок
Материалы и средства выразительности. Линейный рисунок. Линия, штрих, пятно. Перспектива, линия горизонта, точка зрения. Формат, компоновка. Пропорции, форма, конструкция. Объем, светотень. Контур, силуэт. Фактуры. Линейное изображение видимых сторон предметов. Перспективные сокращения. Метод визирования. Понятие освещенности. Моделировка объема светотенью. Штриховка как способ выявления объема и фактуры предметов, направления движения. Ракурсы. Передача глубины пространства, пропорций и объема объектов изображения.
Линейно-конструктивное построение. Теория светотени. Тональная растяжка. Штриховки и тушевки. Нюансы и тональное единство. Постановка предмета на плоскость. Передача полновесных тональных отношений, материальности предметов. Поэтапное ведение работы от общего к частному. Анализ сложных форм как совокупности простых геометрических форм. Творческое мышление и рисунок. Общая закономерность применения изобразительных средств в рисунках. Зрительное восприятие как основа освоения рисунка. Восприятие пространства и формы. Композиционный замысел в рисунке. Развитие объемно-пространственного представления.
4. Живопись
Виды и жанры живописи. Цвет, тон в живописи, смешение цветов. Колорит. Художественные материалы (гуашь, акварель, акрил, темпера, масло) и особенности работы с ними. Обусловленный цвет предмета. Цвето- тональные отношения. Взаимодополнительные цвета. Плановость в живописи. Живопись белого и черного. Цветовые гармонии: родственные, контрастные, родственно-контрастные. Мазок по форме. Заливки акварелью, лессировка. Рефлексы и блики для передачи материальности предметов. Особенности техник.
5. Искусствознание
Творчество знаменитых художников мира и Беларуси. Понятие «искусство». Виды и жанры изобразительного искусства, их особенности. Искусство Беларуси. Творческие встречи с художниками, народными мастерами. Экскурсии в музеи, выставочные залы, художественные галереи, выставки декоративно-прикладного и изобразительного творчества, лекции по МХК. Знакомство с направлениями и развитием современного изобразительного искусства.
6. Выставочная деятельность
Организация выставок лучших работ учащихся. Оформление работ. Приглашение родителей на просмотр. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.
Итоговое занятие
Просмотр творческих работ за год. Обобщение и систематизация знаний учащихся. Итоговая выставка.
|
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГУСО «Специальный д/с №1 г. Кобрина»
_______________Н.А. Дудко
«___»________ 2022г.
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2022/2023 учебный год
Образовательная область «Декоративно-прикладное искусство»
группы «Цветики-семицветики» и «Теремок» (5-6 лет)
№ п/п
|
Наименование разделов, тем
|
Количество часов
|
Всего часов
|
2-й год обучения
|
теоретические
|
практические
|
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
-
|
1
|
Инструменты и материалы
|
4
|
2
|
2
|
2
|
Техники и технологии работы
|
22
|
2
|
20
|
3
|
Учебные практические занятия
|
24
|
4
|
20
|
4
|
Творческая работа
|
12
|
2
|
10
|
5
|
История. Традиции.
Современность
|
9
|
2
|
7
|
6
|
Выставочная деятельность
|
8
|
-
|
8
|
|
Итоговое занятие
|
4
|
-
|
4
|
Итого
|
84
|
|
|
Всего
|
84
|
Примечание:
Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально. Группы могут делиться на подгруппы.
Для детей дошкольного возраста занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью не более 35 минут каждое; для детей в возрасте от 4 до 6 лет –до 2 учебных часов в неделю, от 6 до 8 лет – до 4 учебных часов в неделю не менее 2 раз в неделю.
Содержание образовательной области «Декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие
Знакомство с воспитанниками. Проведение организационных собраний. Ознакомление воспитанников с программой и задачами объединения по интересам. Виды и жанры декоративно-прикладного искусства. Белорусская культура. Просмотр иллюстративного материала с образцами народных промыслов. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в учреждении образования.
1. Инструменты и материалы
Необходимые материалы, инструменты и оборудование. Выразительные особенности различных материалов.
2. Техники и технологии работы
Техники изготовления, технологии и материалы. Технологические особенности выполнения работ. Выразительные средства – форма, объем, цвет, линия, пространство. Комбинирование элементов и материалов. Последовательность и алгоритм выполнения работы.
3. Учебные практические задания
Понятия «цвет», «композиция», «эскиз». Украшение и декорирование. Выполнение практических упражнений.
4. Творческая работа
Разработка эскизов. Выполнение декоративных композиций. Культура подачи и оформления готовой работы. Просмотр работ, обсуждение.
5. История. Традиции. Современность
Искусство Беларуси. Творчество знаменитых художников мира и Беларуси. Виды и жанры декоративно-прикладного искусства, их особенности. Традиционные ремесла Беларуси и современные технологии. Творческие встречи с художниками, народными мастерами. Экскурсии в музеи, выставочные залы, художественные галереи, выставки декоративно-прикладного и изобразительного творчества.
6. Выставочная деятельность
Организация выставок лучших работ учащихся. Оформление работ. Приглашение родителей на просмотр. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.
Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Обсуждение результатов учебного года.
|
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГУСО «Специальный д/с №1 г. Кобрина»
_______________Н.А. Дудко
«___»________ 2022г.
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2022/2023 учебный год
Образовательная область «Декоративно-прикладное искусство»
группы «Росинка» и «Ручеек» (4-5 лет)
№ п/п
|
Наименование разделов, тем
|
Количество часов
|
Всего часов
|
2-й год обучения
|
теоретические
|
практические
|
|
Вводное занятие
|
1
|
1
|
-
|
1
|
Инструменты и материалы
|
4
|
2
|
2
|
2
|
Техники и технологии работы
|
16
|
2
|
14
|
3
|
Учебные практические занятия
|
16
|
2
|
14
|
4
|
Творческая работа
|
10
|
2
|
8
|
5
|
История. Традиции.
Современность
|
6
|
2
|
4
|
6
|
Выставочная деятельность
|
8
|
-
|
8
|
|
Итоговое занятие
|
3
|
-
|
3
|
Итого
|
64
|
|
|
Всего
|
64
|
Примечание:
Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально. Группы могут делиться на подгруппы.
Для детей дошкольного возраста занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью не более 35 минут каждое; для детей в возрасте от 4 до 6 лет –до 2 учебных часов в неделю, от 6 до 8 лет – до 4 учебных часов в неделю не менее 2 раз в неделю.
Содержание образовательной области «Декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие
Знакомство с воспитанниками. Проведение организационных собраний. Ознакомление воспитанников с программой и задачами объединения по интересам. Виды и жанры декоративно-прикладного искусства. Белорусская культура. Просмотр иллюстративного материала с образцами народных промыслов. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в учреждении образования.
1. Инструменты и материалы
Необходимые материалы, инструменты и оборудование. Выразительные особенности различных материалов.
2. Техники и технологии работы
Техники изготовления, технологии и материалы. Технологические особенности выполнения работ. Выразительные средства – форма, объем, цвет, линия, пространство. Комбинирование элементов и материалов. Последовательность и алгоритм выполнения работы.
3. Учебные практические задания
Понятия «цвет», «композиция», «эскиз». Украшение и декорирование. Выполнение практических упражнений.
4. Творческая работа
Разработка эскизов. Выполнение декоративных композиций. Культура подачи и оформления готовой работы. Просмотр работ, обсуждение.
5. История. Традиции. Современность
Искусство Беларуси. Творчество знаменитых художников мира и Беларуси. Виды и жанры декоративно-прикладного искусства, их особенности. Традиционные ремесла Беларуси и современные технологии. Творческие встречи с художниками, народными мастерами. Экскурсии в музеи, выставочные залы, художественные галереи, выставки декоративно-прикладного и изобразительного творчества.
6. Выставочная деятельность
Организация выставок лучших работ учащихся. Оформление работ. Приглашение родителей на просмотр. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.
Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Обсуждение результатов учебного года.
разгарнуць » / « згарнуць